О детях

news foto

Эйдетика для детей: польза, упражнения, видео

В дошкольном возрасте изучение цифр, букв и новых слов может быть не простой задачей для малыша. Чтобы помочь ребенку и сделать его развитие более гармоничным можно обратиться к методам эйдетики.

Время чтения: 9 мин
Rozetka UA

Термин ”эйдетика” или ”эйдетизм” впервые появился в 1907 году. Автором этого понятия является сербский ученый Виктор Урбанчич. Согласно определению эйдетика (от греческого ”’эйдос” — образ)  — это методика развития образного мышления, с помощью которой можно эффективно запоминать большие объемы информации.

”Эйдетизм” малознакомое  понятие, а вот про фотографическую память слышали многие. По сути это одно и тоже. Интересно, что задатки эйдетизма есть практически у всех. Проблема в том, что если осознанно не развивать, да и просто не использовать эту способность, человек постепенно теряет её.

Эйдетика для детей

Считается, что каждый ребенок имеет предрасположенность к эйдетизму. Это объясняется тем, что в раннем возрасте мышление малыша ”настроено” на мышление  образами и ассоциациями. В этом случае более активно используется и развивается правое полушарие мозга, которое и отвечает за воображение. Левое полушарие, обрабатывающее речевую информацию, начинает активно развиваться позже.

Зачем это моему ребенку?

Для примера возьмем стандартную ситуацию: вы с малышом изучали названия животных, транспортных средств или что-то другое. Потратили на это достаточно много времени и в целом, все получалось. Но вот прошел какой-то месяц или два без активных занятий и ребенок не может вспомнить даже половины из изученного. Обидно? Еще бы, столько времени и усилий коту под хвост. Вот тут на помощь может прийти эйдетизм — способность нашего мозга восстанавливать образ объекта спустя  продолжительного времени после его исчезновения.

Если эйдетизм — это способность мыслить образами, то эйдетика — это комплекс упражнений, который помогает развитию образного мышления у детей и взрослых. Эта методика помогает создать яркий зрительный образ в воображении ребенка. Так становится на порядок легче запоминать слова, названия, картинки. Также, благодаря таким занятиям развитие малыша становится более гармоничным. Улучшается память и способность к концентрации, повышается работоспособность.

Эйдетика для развития памяти

Какая польза от эйдетики?

  • активизация и развитие образного мышления;
  • тренировка навыка запоминания большого объема информации;
  • улучшение памяти;
  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие речи;
  • тренировка воображения;
  • обогащение запаса слов и ассоциаций;
  • укрепление ассоциативной памяти;

Можно с уверенностью говорить, что занимаясь эйдетикой с дошкольного возраста ребенок сможет лучше подготовиться к школе и будет испытывать меньше трудностей с изучением нового материала. Будет легче запоминать стихи и лучше справляться с домашними заданиями.

Методы эйдетики

Давайте познакомимся с некоторыми основными методами. Их можно использовать не только педагогам и воспитателям, но и родителям во время ежедневных игр и общения.

Метод зрительной прорисовки. Пригодится при изучении цифр и букв. Суть в том, что контур знака или буквы дополняется деталями, и он превращается в какой-то более известный и понятный ребенку предмет. К примеру, цифру 8 можно перевернуть и она становится похожа на очки. Цифру семь можно представить в виде кочерги. Чем нестандартнее образ, тем легче и прочнее он фиксируется в памяти. ”Рисуя” таким образом ребенок запоминает написание цифр или букв. Соответственно, когда он встретит такой предмет в жизни, то сразу вспомнит ”зашифрованный” в нем знак.

Как запомнить цифры с помощью эйдетики

Метод мысленной прорисовки. Хорошо подходит для запоминания текстов и стихов. Идея состоит в том, что прежде чем стандартно заучивать строки или запоминать содержание, ребенка нужно ”поместить” в атмосферу произведения. Например, известная сказка про Репку. Вытаскивать репку собралось очень много персонажей. Вы можете попросить ребенка представить каждого из них, в чем он одет и как выглядит. На что похожа репка и как они все вместе её тянут. Согласитесь, представив эти образы мысленно, содержание намного легче запомнить.

Ментальная арифметика — хороший способ развития воображения и логики. Помогает решать сложные математические примеры.

Метод запоминания точной информации. Этот метод состоит из трех различных техник: мнемоники, акровербальной техники и цепного метода.

Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Звучит необычно, а на деле выглядит так: вместо цифр запоминаете слова, вместо слов можно запоминать места и т.д.

Цепной метод — базируется на цепных ассоциативных связях. Запоминая новую информацию придумываются различные ассоциации, которые ”цепляются” одна за другой. При необходимости вспомнить что-то, достаточно припомнить начало, а затем шаг за шагом распутывая клубок связанных ассоциаций вспомнить все остальное.

Акровербальная техника — в основе этой техники трансформирование материала, который нужно запомнить в интересные тексты, стихи, песни.

Эйдетика на практике

Для достижения результатов нужно сосредоточиться над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативным мышлением. Порой правильный выбор образов для тех или иных предметов, или событий может завести в тупик даже взрослого. Это временные трудности. Практика показывает, чем больше образов начинает использоваться, тем активнее включается креативное мышление и идеи приходят из самых неожиданных источников.

Эйдетика для малышей

Словарный запас

Запоминание новых слов — это постоянная игра с образами и их комбинация между собой. Порой чтобы запомнить одно новое слово нужно использовать несколько уже знакомых. Например, нужно запомнить слово ”Пароход”. В этом случае можно по комбинировать образы слов ”пар” и ”ход”. Наверняка многие детки уже видели этот белый дымок, когда на плите закипает чайник — это пар. Ход — ссылка к действию ходить. Вот и получается пар, который ходит — ”пароход”. Весьма необычная ассоциация, но именно так это и работает.

Для расширения словарного запаса можно использовать метод нового образа на основе имеющихся слов. Суть в том, что мы берем группу новых слов и комбинируем с уже известными словами, например придумываем небольшой шутливый рассказ. Такой рассказ может быть весьма абсурдным по смыслу, но не в этом главное. Важно, чтобы новые слова стали частью этого рассказа. Таким образом они смогут укрепиться в памяти.

Чтобы разнообразить процесс можно перейти от зрительных ассоциаций к динамическим. Это значит, что если нужно запомнить название предметов, то лучше ребенку дать поиграть с ними. Если таких предметов несколько, то родители рассказывают, как они называются и как их можно использовать.

Запоминаем стихи

Традиционный и проверенный метод заучивания стихов — это зубрежка. Ребенок раз за разом повторяет тексты, пытаясь, зафиксировать содержимое в памяти. Это стоит значительных усилий и нервов. Как можно сделать этот процесс более легким и эффективным? Ответ — визуализация произведения.

Сделать это можно с помощью карандашей и бумаги, красок и кисточек, пластилина и круп для аппликаций. Достаточно выбрать подходящий материал и последовательно воспроизвести содержание произведения. Т.е. можно нарисовать, слепить, вырезать происходящее, чтобы хорошо запомнить суть. Это будет интереснее обычной зубрежки, а также будет способствовать развитию некоторых других смежных навыков.

Озвучиваем картинку

В отличие от звуковой информации, которую нужно визуализировать, происходящее на картинке нужно озвучивать. Это не значит, что необходимо раскрывать замысел художника. Речь о том, чтобы ребенок обратил внимание на элементы изображения и сам решил как именно описать каждый из них и картинку в целом. Лучше всего предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.

Запоминаем движения

Иногда к празднику в детском саду нужно выучить танец или серию движений. Не у всех это получается одинаково хорошо. В этом случае можно придумать к каждому движению воображаемое действие. Наклон вперед — нужно поднять ручку с пола, хлопок в ладоши — убили комара, приседание — одеваем обувь и т.д. Если это все связать по цепочке, то запомнить весь танец станет намного легче.

Развитие памяти и внимания

Игры, которые помогают

Важное отличие методов эйдетики в том, что многие её техники проходят в игровой форме. Так малышам легче адаптироваться и с интересом усваивать новый материал. Кроме того, это позволяет и родителям подходить к учебному процессу в более спокойном состоянии и сохранять дружественную атмосферу.

С помощью игр малыш способен запоминать цифры, новые слова, картинки и последовательность движений в танце. Учится систематизировать информацию, описывать происходящее собственными словами, придумывать новые образы и тематически их объединять. В этом процессе можно использовать и другие методы, которые основаны на ощущениях: тактильные, вкусовые, двигательные и даже запахи.

Важно и то, что эти занятия не обязательно могут проводить только специалисты. На базовом уровне во все игры малыш может играть с родителями. От этого будет польза во всех отношениях: ребенок растет в дружелюбной семье, чувствует заботу родителей. А взрослым тоже будет полезно отвлечься от бытовых забот и погрузиться в атмосферу беззаботного детства.

Видео: как запомнить названия столиц

Книги по эйдетике

Для того, чтобы расширить собственные представления об эйдетике и начать эффективно заниматься с ребенком полезно прочитать несколько книг на эту тему. Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на те учебники, которые рассказывают о методах развития памяти и мышления, способности запоминания чисел и возможностях для обучения в целом.

Не исключено, что вопросы развития памяти и мышления в целом, могут захватить тех взрослых, кто ни разу не сталкивался с такой литературой. Поэтому в наш список мы включили несколько книг, которые будут интересны и полезны не только детям, но и родителям. Ведь, каждый хотел бы иметь хорошую память и ясный ум, не так ли?

”Как развить внимание и память вашего ребёнка”, И. Матюгин

Книга содержит интересные способы и приемы развития интеллектуальных способностей маленьких учеников. Акцент делается на том, чтобы научить ребенка ярко представлять образ изучаемого предмета. Прочувствовать вкус запах и звук, который с ним связан. Книга подскажет, как правильно заниматься с малышом, развивая его внимательность.

”Как развивать память у детей”, Т. Никитина

Психолог Татьяна Никитина собрала эффективные способы развития памяти у детей, которые помогут выучить большое стихотворение, запомнить иностранные слова или исторические факты.

”Як навчитися легко вчитися”, Г. Чепурной

Этот учебник будет полезен как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей. С его помощью можно приступить к развитию творческих и интеллектуальных способностей благодаря использованию мнемотехнических и ассоциативных техник.

”Супер память”, Т. Бьюзен

Одна из самых известных книг о памяти и способах её развития. Это уже настоящая книга для взрослых, которая затрагивает все аспекты работы памяти и дает прямые рекомендации для улучшения собственных способностей.

”Улучшаем память в любом возрасте”, Д. Лапп

Несмотря на почтенный возраст этого издания, методы и приемы развития памяти не потеряли своей актуальности. Пожалуй каждый, кто прочитает эту книгу, найдет рабочие методики, которые помогут в ежедневных делах.

Будинок іграшок UA

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Александра Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Александра
Александра

Дочка посещает дополнительные занятия по ейдетике. Особых проблем с памятью не было, но вот просто решили попробовать. Из того что заметили она стала стихи лучше запоминать да и тексты в целом. Пока довольны, занимаемся дальше.

Copy link
Powered by Social Snap