
Что такое ментальная арифметика и какая польза для ребенка?
В Украине активно развивается направление ментальной арифметики. Создаются новые центры и эту методику активно внедряют в существующие учебные программы.
Содержание статьи
Сегодня существует огромное количество разнообразных программ и курсов для развития различных навыков у ребенка. Особенно интересно выглядит программа ментальной арифметики. Любой обучающий центр уверяет, что малыши смогут раскрыть интеллектуальный потенциал, развить память и воображение. Так ли это на самом деле или же это просто маркетинговая фишка?
Общее представление
Говоря строгим ”научным” языком ментальная арифметика (менар) — это математические операции выполняемые в уме без помощи ручки, бумаги или калькулятора. Благодаря системе быстрого устного счета методика оказывает положительный эффект на развитие творческих и умственных способностей.
Обучаясь ментальной арифметике ребенок развивает логику, память и воображение. Тренируется справляться со сложными математическими примерами.
Для обучения используется специальная доска или японские счеты, которые имеют несколько разных названий: абак, абакус или соробан.
Что такое абакус?
Абакус — это специальная счетная доска для вычислений или, другими словами, счеты, которые впервые появились в Месопотамии. Современным детям обычные счеты не знакомы, а вот родители постарше хорошо помнят эти деревянные ”калькуляторы”, которые были на кассах во многих магазинах. Абакус очень похож на счеты, но имеет ряд кардинальных отличий.
Визуально абакус имеет прямоугольную форму с вертикально вставленными спицами. Обычно спиц 13, но есть разновидности счетов с 15 и 17 спицами.
В каждом ряду по пять косточек. Верхние отделены от остальных длинной перегородкой. Эти косточки называются небесными. Оставшиеся четыре косточки называются земными. Каждая косточка равна единице, а каждая спица обозначает разряд числа.
Купить абакус не представляет труда. Как правило, приобрести счеты можно в любом детском или другом магазине, в которых продаются книги, учебники и другие принадлежности для обучения детей. Альтернативной может стать и покупка в интернете. Выбор очень широкий — на любой вкус и цвет.
Цена абакуса тоже вполне демократическая. Можно без труда найти варианты от 130грн и выше.
Что такое соробан?
Соробан — это японское название абакуса. Он был завезен в Японию еще в средних веках и ”прижился” там под таким названием. Внешне и по своим характеристикам соробан идентичен абаку и до сих пор пользуется популярностью в начальной школе Японии, поскольку имеет некоторые преимущества при обучении счету по сравнению с вычислениями на бумаге или калькуляторе.
Как построен процесс обучения
Поскольку основной инструмент для обучения это абакус, то сначала малыш должен освоить его и научиться делать самые элементарные вычисления: сложение, вычитание, деление и умножение. Это делается путем перемещения различных косточек. Благодаря этому развивается мелкая моторика, логическое и пространственное мышление.
Эйдетика — еще один способ развития образного мышления, с помощью которого можно эффективно запоминать большие объемы информации
На следующем этапе операции происходят в уме с помощью образов. Для этого вместо настоящего абакуса выдается его картинка и необходимо решать задания мысленно представляя как передвигаются костяшки.
В конце у ребенка забирают изображение. К этому времени он уже видит абак в уме и может производить такие же вычисления, как и с настоящим. Чтобы ”разгрузить” малыша от умственной работы, во время основного занятия проводят подвижные игры, разминки и просмотры мультфильмов.
Сколько длится обучение?
Программа обучения состоит из 10 уровней. Каждый занимает четыре месяца. Занятия идут по два академических часа. Периодичность одно, максимум два занятия в неделю. На домашнее задание нужно потратить минимум 15 минут. В среднем полный курс обучения длится 2-3 года.
Ментальная арифметика получила широкое распространение в мире. В Японии и Китае эта методика входит в школьную программу.
С какого возраста можно начинать занятия?
Для наилучшего эффекта начинать заниматься ментальной арифметикой рекомендуют с дошкольного возраста. Оптимальным является период с 4 до 16 лет. Это время когда в следствии умственной деятельности идет активное наращивание нейронных связей и клеток мозга. Соответственно к первым занятиям можно приступать уже в детском саду. Если начинать заниматься в старшем возрасте, то обучение займет больше времени.
Польза ментальной арифметики для детей
Развитие математических способностей. Постоянные упражнения на сложение, вычитание, деление и умножение помогают ребенку разобраться в основных операциях и сделают его готовым для занятий в школе.
Тренировка и улучшение памяти. Перед малышом стоит непростая задача запомнить и освоить внушительный объем новой информации. Если активно над этим работать, то это станет отличной тренировкой памяти и позволит запоминать больше информации в будущем.
Развитие интеллекта. Благодаря быстрому и живому уму малыш начнет быстрее обучаться и лучше использовать на практике полученные знания.
Тренировка концентрации и внимания. Нестандартная техника вычислений требует полной сосредоточенности на упражнениях. Для этого нужно проявить выдержку и силу воли. Поэтому каждое новое занятие это вклад в копилку терпения и упорства.
Развитие обоих полушарий мозга. Математические вычисления используют левое полушарие, которое отвечает за рационализм и логику. Правое полушарие отвечающее за воображение и творческую работу ”срабатывает” когда ребенок представляет абакус. Совмещая эти два действия в мозге укрепляется связь между полушариями, и развитие становится гармоничным.
Плюсы методики
- Умение быстро считать в уме. Имеет очевидную практическую пользу в любой сфере жизни в учебе, на работе, в магазине и во многих других ситуациях.
- Интерес к учебе. Развитому ребенку легче дается школьная программа. Поводов для нудной зубрежки меньше, соответственно меньше негатива. Это делает процесс обучения более легким и интересным.
- Развитие воображения и мышления. Во время работы малышу нужно ”играть” различными образами передвигать их, складывать и вычитать. Это помогает пространственному мышлению и делает этот процесс более организованным.
- Чувство уверенности в себе. На каждом этапе обучения, задачи и способы их решения постепенно усложняются. Когда у малыша получается с ними справляться он становится более уверенным в своих силах, а это повышает мотивацию к дальнейшим занятиям.
- Навык быстрой обработки информации. Порядок задач от простого к сложному подталкивает ребенка к быстрой адаптации к новым сложностям. Он развивает в себе навык понимания информации, и умение выделить из нее суть.
Минусы методики
- Индивидуальные особенности. Иногда родители не учитывают отсутствие интереса малыша к подобным занятиям. И в этом случае для всех такое обучение становится обузой. Возможно занятия шахматами или иностранным языком ребенку подошло бы лучше.
- Высокая нагрузка. Обучение ментальной арифметике это значительный интеллектуальный процесс и нагрузка. Тут важно не переусердствовать и соблюдать оптимальный режим. Перегрузки приведут к усталости и снижению интереса к обучению.
Ментальная математика — так ли все хорошо?
Хвалебных слов в сторону ментальной арифметики сказано не мало. Любой центр обучения с радостью примет ребенка и заверит родителей, что их чадо станет развитым, интеллектуальным и более способным. Впрочем, у педагогов и ученых отношение к ментальной арифметике более сдержанное.
Никто не отрицает, что устный счет имеет благотворное влияние на развитие способностей. Вот только способов научиться считать в уме достаточно много и какой из них лучше сказать сложно. Успехи ребенка в математике и школьной программе вообще, зависят от объема работы, который был проведен заранее. Если малыш в дошкольном возрасте хорошо занимается и развивается, то в школе он будет учиться лучше, чем тот, кто этого не делал.
Способность решать математические примеры не единственный важный навык для малыша. Нужно поддерживать и поощрять интерес к чтению. Показывать как решать другие практические задачи.
Стоит учитывать, что менар это один из способов развития интеллекта и других навыков. Сейчас такие занятия в тренде. Однако не стоит слепо верить рекламе и обещаниям. Существуют как отзывы родителей так и мнения педагогов и психологов, что ментальная арифметика не более, чем раскрученный бизнес и польза от нее не так уж и очевидна. Это тоже нужно принимать во внимание.
Каждый малыш уникален. И то, что понравится одному, совсем не обязательно найдет отклик у другого. Поэтому лучшим решением будет попробовать несколько вариантов. Например, занятия шахматами или иностранным языком. В этому случае у родителей будет возможность сравнить результаты между собой и выбрать самый интересный и полезный вариант для малыша.
Видео об арифметике
Ментальная арифметика: отзывы родителей
Прежде, чем окончательно решить стоит ли ребенку заниматься менаром или нет, имеет смысл узнать отзывы тех родителей, у кого дети уже попробовали это на себе. Так у вас сложится более полная картина. Единственное, нужно помнить, что все это очень индивидуально. То, что подошло другому ребенку не обязательно подойдет вашему и наоборот.
“Я вам так скажу. Чтобы был результат, нужно чтобы ребенок этого сам хотел, и занимался каждый день. Пропускать нельзя, теряется навык и темп движения. Если никаких кружков больше нет, и есть время, то можно попробовать”.
“Мы занимались 4 месяца, но ребенок интереса дома не проявлял. На занятиях говорит интересно, но дома силком приходилось заставлять заниматься. Так мы больше и не ходим. Единственное, я не понимаю, за что такая стоимость обучения. Никаких огромных затрат не наблюдаю. Счеты + материал на бумажном носителе и доступ к программе из дома для тренировки. Была бы стоимость ниже, можно было бы походить для общего развития”.
”У нас ребенку недавно исполнилось 7 лет. Ходим на ментальную арифметику третий месяц. Результаты на лицо — спокойно суммирует и вычитает по 10 чисел на воображаемых счетах на малых скоростях. Старший стал заниматься в 9 лет. Моё мнение, чем раньше — тем лучше”.
”У меня в том году дочь ходила (10 лет), за 9 месяцев научилась складывать и вычитать любые числа, умножать и делить целые числа. На школьной математике это вообще никак не отразилось, к сожалению. Может быть левое полушарие лучше заработало, как обещали, не знаю… Сейчас, через год, тоже всё помнит, но в жизни не пользуется. Я считаю, что деньги на ветер. Хотя… остался планшет, выигранный за хорошую успеваемость”.
“У меня было то же подозрение, что дети, научившись считать именно совместно с каким-то действием, не умеет потом применить этот навык счета без этого действия. Как робот: программа, работающая только при определенных условиях. Но для общения развития, наверное, хорошо”.
“На сыне моих знакомых сильно отразилась. До занятий у него по математике 3-ка была, а теперь 4-5, он совсем по другому стал математику воспринимать”.
”Сыну нравится, урок проходит интересно. Каждый день дома на компьютере нужно выполнять домашнее задание. Считать стал быстрее. Многие советуют так как тренируется память и быстрота работы мозга. Знакомая водит на Соробан в Харькове. Сказала что в школе на математике (в 1 классе) не пригодилось так как в школе логические задания в основном”.
Вот про детей понятно, а что для взрослых их можно обучить навыкам арифметики?
Основная проблема в том, что взрослым, которым интересен менар попросту негде учиться. Все центры обучения рассчитаны на детей. Да и вообще, можно задаться вопросом — стоит ли пытаться, если мы говорим о том, что оптимальный возраст для занятий раннее детство? И ответ больше да, чем нет. Во-первых, каждый может освоить основные принципы работы с абакусом и понять общую суть. В процентном отношении количество взрослых, которые могут обучиться ментальной математике невелико, но взрослые обладают высоким уровнем внимания, поэтому им легче ухватить главное. Другими словами, если проявить должное упорство и непрерывно пополнять свои знания, то вполне можно выйти на неплохой уровень.