О детях

news foto

Методика Монтессори - понятие и основные принципы

Почти каждый родитель слышал про методику или систему Монтессори. Прежде чем решиться и целенаправленно отдавать ребенка в детский сад монтессори нужно разобраться в чем суть этой методики.

Время чтения: 10 мин
Rozetka UA

Прежде чем углубиться в методику Монтессори, необходимо разобраться как она появилась и что послужило толчком к ее созданию. Для этого нужно вернуться в Италию в 1970 год. Именно тогда в семье государственного чиновника родилась Мария Монтессори. В семье она была единственным ребенком и родители хотели чтобы Мария могла полностью проявить себя. Для современных родителей это в порядке вещей, но для Италии тех лет это было совсем не свойственно.

Биография Марии Монтессори

Мария была способным и настойчивым учеником. В возрасте 13-ти лет она поступила в техническую школу для юношей. Ранее дверь в это учебное заведение для девушек была закрыта. Не исключено, что после этого первого успеха Монтессори впервые задумалась о том, что сделает все возможное, чтобы воспрепятствовать ущемлению личности школьника.

Естествознание было главным предметом, которым она увлекалась. В дальнейшем этот интерес трансформировался к увлечению медициной. В итоге Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом. Прежде все врачи были исключительно мужчинами.

Первый опыт работы с детьми Монтессори получила, когда ей довелось работать с умственно отсталыми детками. Чтобы помочь им адаптироваться в обществе, она создала специальную школу. Параллельно с этим Мария не переставала размышлять о том, как могли бы социализироваться такие дети, если бы они не были ограничены во внимании родителей, педагогов и взрослых, если бы имели такие же игрушки и книги, а также не будь они закрыты под крышей больницы?

Изучив работы французских психиатров Монтессори сделала вывод, что слабоумие — больше проблема педагогики, чем медицины. Соответственно работать с этой проблемой нужно не в больницах, а в садах и школах.

С учетом всех особенностей у детишек Монтессори создала систему упражнений, для развития речевых навыков, придумала ряд задач и игр с помощью которых дети могли адаптироваться к внешним условиям. На удивление родителей, учителей и даже самой Марии дети с ограничениями смогли научиться читать, считать и писать раньше, чем обычные. Это стало поводом для Монтессори задуматься о том, как несовершенна система образования.

Не удивительно, что Монтессори начала изучать педагогику и вопросы развития здорового ребенка. В итоге в 1907 в Риме Монтессори открывает и становится руководителем Дома ребенка.

В своем учебном учреждении Мария использовала и совершенствовала обучающие материалы собственной разработки. Благодаря этому малыш мог сам найти свои ошибки и поправить их. Кроме этого, дети развивали наблюдательность, дисциплину, волю и терпение. Другими словами, была создана атмосфера в которой любой ребенок мог учиться в комфортном для него окружении и развиваться как личность.

Также Монтессори следила не только за обучающими материалами, но серьезно подходила к таким вещам как форма столов и стульчиков. В результате множества наблюдений и экспериментов выбирались самые оптимальные варианты. Известно, что в Доме ребенка очень тщательно отбирались работающие методики. Поэтому недаром те знания, которые сейчас известны как методика или система Монтессори доказали свою практичность и успешно используются в детских садиках и других дошкольных учреждениях.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори

Педагогика Монтессори основана на самостоятельности и свободе ребенка. Окружающим необходимо создать среду в которой малыш сам будет стремится к обучению и собственному развитию. Система предполагает воспитательный процесс без принуждения и без каких либо поощрений или наказаний.

Задача педагогов создать благоприятную среду для развития детей. Такую, которая будет направлена на пробуждение естественного интереса к обучению. Далее нужно управлять этим процессом базируясь на индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Среда в которой ребенок стремится к изучению нового и развитию все является учебным пособием. В этом главное отличие Монтессори-классов от обычных.

В системе Монтессори основной акцент сделан на комплексное развитие аналитического мышления, логики, сенсорики, осязания, а также развитие мелкой моторики.

Педагог считала, что взаимодействие малыша с мелкими предметами развивают память, речь, ум и творческие способности. Поэтому в её системе хватает игр с нанизыванием, угадыванием и сортировкой предметов. В процессе обучения также используются природные материалы — шишки, деревяшки, камушки и прочее. Чем проще игрушка, тем лучше для ребенка. Так он в состоянии остаться более сфокусированным и увлеченным. По мнению Монтессори, яркие и многофункциональные игрушки рассеивают внимание ребенка и сбивают его с толку.

За счет комбинации различных упражнений, игр и задач дети получают все для полноценного развития их интеллекта и личности. А если учесть, что в системе отсутствует механизм оценок, то ребенок фактически соревнуется сам с собой. Таким образом приобретает уверенность в своих силах и лучше осваивает изученное.

Поскольку одним из принципов методики Монтессори является развитие самостоятельности, то Монтессори-материалы сделаны так, чтобы ребенок мог сам заметить свою ошибку и исправить ее. В этом случае взрослые не вмешиваются в процесс без необходимости или просьбы.

Основные отличия методики Монтессори

Очень часто в традиционном детском саду воспитатель сам предлагает детям определенный род занятий или игрушки. Особенно, если ребенок немного задумался и сам не может определиться. Монтессори-педагог сделает по другому. Для начала он подождет пока малыш сам выберет игрушку или решит, чем он будет заниматься. Если же ребенок не в состоянии определиться или не знает как пользоваться предметом или игрушкой, то педагог подскажет и объяснит, но не будет делать выбор за малыша.

Занятия по методу Монтессори выделяются тем, что на них нет четкой организованности или распорядка. Дети разбегаются по классу и самостоятельно выбирают чем им заниматься. Воспитатель ничего не предлагает ребятам, а лишь наблюдает и помогает в случае просьбы.

В системе Монтессори развитие ребенка идет по собственному графику и он делает то, что ему нравится.

Принципы системы Монтессори

Самостоятельное развитие

Вся суть методики лежит в плоскости самообучения, саморазвития и самовоспитания. Другими словами ребенок должен развиваться максимально самостоятельно. Роль воспитателя в том, чтобы помочь ему в этом. Этот принцип отражен в известной фразе ”Помоги мне это сделать самому”.

Свобода выбора

Ребенок имеет возможность сам выбрать занятие или игрушку для себя. Воспитатель не определяет и не навязывает свой выбор. Также малыш сам решает как долго он будет играть или заниматься определенным делом.

Собственный темп

В системе Монтессори детки могут учиться и развиваться в соответствии с собственными возможностями. В этом случае отсутствует жесткая привязка к какой либо учебной программе. Поэтому один ребенок может потратить несколько дней на изучение материала, а другой быстрее перейти к новой теме.

Контроль ошибок

Ребенок имеет право ошибаться и выявлять ошибки самостоятельно. Так малыш может учится на собственном опыте.

Дети разного возраста

Поскольку каждый ребенок обучается в своем темпе, то это приводит к тому, что в одной группе могут быть дети разного возраста. Соответственно младшие учатся взаимодействовать с более взрослыми, а те, в свою очередь, нередко выступают в роли наставников для младших.

Отсутствие оценок

Убрав оценки из процесса обучения, можно пробудить в детях ”чистый” интерес к какой либо деятельности. Малыш старается понять или изучить что-то не потому что за это будет какая то награда или порицание, а потому что это ему действительно интересно.

Монтессори — это система

Материалы, педагоги или воспитатели — это не абстрактные понятия, а составляющие четкой и проработанной системы.

Монтессори-педагог — это не тот учитель, которого мы привыкли видеть за столом перед всем классом. Это воспитатель который находится вместе с детьми и занимается вместе с ними. Он аккуратно помогает развиваться ребенку каждый день, делая акцент на самостоятельности. Воспитатель наблюдает и приходит на помощь когда малыш сам его попросит об этом.

Монтессори-материалы — целый комплекс специально разработанных учебных материалов. Они призваны призваны помочь ребенку познавать окружающий мир через органы чувств, а также развивать моторику. В распоряжение ребенка воспитатель предоставляет все учебные материалы и показывает как с ними обращаться.

Монтессори-класс — основное отличие от обычных классов в том, что он содержит разные образовательные зоны. В таких отдельных зонах малыш может быть занят абсолютно разными занятиями и упражнениями. И, соответственно, каждая зона отвечает за то или иное направление развития ребенка.

Что метод Монтессори дает детям?

Система Монтессори

Книги — книгами, но каждый родитель по себе знает насколько интересно маленькому человеку открывать и познавать мир. Об этом говорят и приверженцы монтессори-педагогики. Взрослым необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить этот интерес у детей. Вся работа системы направлена на это. Детки учатся тому, что им интересно, в своем собственном темпе. Отсутствие оценок снимает с них ”груз” ответственности за ошибки и соревнуются они только сами с собой.

В итоге, ребята, которые обучались по методике Монтессори растут дисциплинированными, умеют организовывать свое время, любознательны и инициативны. Они в состоянии ставить перед собой цели и стараются их достигать.

Эффективность методики подтверждает несколько исследований. Так, в журнале Science были опубликованы результаты исследований педагогики Монтессори. Оказалось, что из числа детей, которые принимали участие в эксперименте, лучшие показатели были у тех кто посещал Монтессори-школу. В частности это различие проявилось в тестах по математике и чтению.

Методика Монтессори дома

Использовать методику дома может каждый родитель. Главное — создать необходимую среду в которой ребенок будет продолжать учиться и развиваться. С учетом возраста и осознанности малыша ему можно поручить различные семейные обязанности: ухаживать за растениями или домашними животными, убирать или рукодельничать. Снабдить его для этого всеми необходимыми принадлежностями.

Однако необходимо помнить, что не нужно принуждать ребенка к занятию тем или иным делом. Один из принципов системы Монтессори — это свобода выбора. Взрослым необходимо пробудить интерес малыша к определенному делу.

Как это сделать? Любой хороший педагог знает: если сам взрослый занимается чем-то с воодушевлением и интересом, то и ребенок захочет сделать тоже самое. Ведь дети не всегда слушают то, что говорят взрослые. Они просто это повторяют.

Интересно прочитатькак выбрать детский сад?

За и против методики Монтессори

Поскольку в педагогике Монтессори основной акцент делается на развитии интеллектуальных способностей и практических навыков, творческая и эмоциональная сфера не получает должного внимания. В системе также отсутствуют ролевые или подвижные игры. А ведь адаптация детей во многом происходит через игры, в которых дети примеряют на себя различные роли. Поэтому, в некоторой степени в классе может быть неуютно активным и подвижным детям.

Нередко перед детьми обучаемые по системе Монтессори встает проблема адаптации в школе. Все дело в том, что в монтессори садике они привыкли к тому, что воспитатель — это не столько авторитетный лидер, сколько партнер и помощник. В школе же учителя нужно воспринимать уже по другому. Поэтому пройдет некоторое время прежде, чем ребенок усвоит роль учителя в классе.

То же самое можно сказать и про дисциплину в обычных школах и детсадах. Деткам трудно привыкнуть к определенному графику и режиму.

Для того чтобы нивелировать все возможные недостатки педагогики достаточно ввести в образовательный процесс компенсирующие правила и занятия. Заполнить все пробелы в отношении занятий и игр, которые развивают творческую сторону ребенка или добавить необходимые игры, чтобы ребенок мог больше взаимодействовать с другими детьми и примерять на себя различные роли. 

Как правило, любой детский сад в своей работе придерживается нескольких педагогических методик, что позволяет ребенку полноценно развиваться.

Вклад Марии Монтессори в педагогику трудно переоценить. Она автор множества книг для детей и ее дважды выдвигали Нобелевскую премию. Она открыла и доказала, что  развитие мелкой моторики и сенсорики ведет к развитию речи и мышления у детей. На основе ее работ было создано огромное количество дидактических игр и современных развивающих игрушек. 

Техника монтессори применяется во многих детских садах и воспитывает детей осознанными, любознательными и самостоятельными. Несомненно, для критики этой методики всегда найдется место, но если умело дополнить недостающие компоненты, то можно сказать, что эта система обучения сможет доказать свою эффективность для детей и на радость их родителей.

Будинок іграшок UA

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Copy link
Powered by Social Snap