
Педагогика сердца: воспитание детей по заповедям Януша Корчака
Жизненный путь выдающегося педагога-гуманиста 20 века Януша Корчака. Литературное и педагогическое наследие: концепция воспитания ребенка, заповеди для родителей, книги для детей.
Содержание статьи
Драматическая судьба Януша Корчака является примером подлинного служения идеям гуманизма. Выдающийся педагог посвятил всю жизнь воспитанию детей, руководствуясь принципами добра и сострадания. Он заложил основы педагогики сердца, помогающей установить уважительные отношения между взрослыми и детьми.
Биография
Настоящее имя Януша Корчака – Эрш Хенрик Гольдшмидт. Он родился в Варшаве 22 июля 1878 г. в еврейской семье. Начальное обучение проходил в столичной гимназии. В 1889 г. отец Генрика тяжело заболевает. Чтобы обеспечить семью, юноша начинает заниматься репетиторством.
Свое первое произведение Генрик написал в 18 лет. Для публикаций он выбирает псевдоним Януш Корчак, в честь литературного героя. Это имя закрепляется за ним на всю жизнь.
По завершению гимназического курса Генрик поступает учиться на медицинский факультет Варшавского университета (1898 г). Участвует в качестве врача в русско-японской войне. В 1905 г. получает диплом доктора. В должности педиатра работает в детской больнице Варшавы (1906-1912).
Молодой врач принимает активное участие в помощи нуждающимся детям, посещает воспитательные заведения. В 1909 г. становится членом общества «Помощи сиротам», организованном польскими евреями. Под опекой благотворительной организации в 1911 г. открывается «Дом Сирот», в котором Гольдшмидт получает должность руководителя.
В период 1-ой мировой войны работает в войсковом лазарете на территории Украины. В 1918 г. возвращается в Польшу, где продолжает заниматься педагогической деятельностью. Свои взгляды на проблему воспитания подрастающего поколения излагает в книгах. Он становится инициатором создания еженедельной газеты для детей «Mały Przegląd». С 1919 по 1936 гг. сотрудничает с сиротским приютом для маленьких поляков «Наш дом», действующим в Белянах.
В 1939 г. страна подвергается оккупации со стороны фашистской Германией. Нацисты устанавливают жесткие правила в отношении еврейского населения. «Дом Сирот» переводят на территорию варшавского гетто. Януш остается со своими воспитанниками и продолжает заботиться о них.
В августе 1942 г. приходит распоряжение о вывозе еврейских сирот в концентрационный лагерь Треблинка. Учитывая известность педагога, фашистские власти разрешают ему остаться. Но Корчак принимает мужественное решение следовать за своими подопечными до конца.
Генрик Гольдшмидт погиб в газовой камере вместе с детьми в конце лета 1942 года.
Самые важные заповеди для родителей
10 заповедей Януша Корчака для родителей были изложены в книге «Как любить ребенка». Они призваны помочь лучше разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье.
- Помоги малышу стать личностью. Не ожидай, что он будет похож на тебя или таким, как ты хочешь;
- Не требуй платы зато, что сделано для него;
- Не обижай, иначе в будущем он расквитается за это;
- Не относись презрительно к его проблемам. Без жизненного опыта ему приходится тяжело;
- Не унижай!;
- Помни, что для человека наиболее важное значение имеет встреча с детьми;
- Не терзай себя, когда не можешь что-то сделать для своего ребенка. Терзайся, когда можешь, но не делаешь;
- Малыш не должен превращаться в тирана и подчинять своим желаниям родителей. Он, как чаша, вмещающая родительскую любовь;
- Умей относиться к чужому отпрыску, как к своему собственному;
- Любой малыш достоин любви. Получай радость от возможности общения с ним пока он рядом.
Принципы воспитания
Система воспитания, которую создавал и пропагандировал польский новатор, предусматривала воплощение в жизнь основополагающих принципов:
- Любви и уважения;
- Требования реально выполнимых действий, в соответствии с возрастом;
- Наличия прав у детей;
- Соразмерности взаимоотношений между детьми и взрослыми;
- Общение сообразно возрасту;
- Подготовки к реальной жизни.
По мнению педагога, детей нужно лишь направлять по правильному пути, а не принуждать к слепому повиновению. Следует считать подростка равным себе и помогать подняться на новую высоту. Развитие с детства самостоятельности дает возможность вырастить активного человека с развитыми гуманистическими качествами.
Книги
Януш Корчак книги писал для людей разного возраста. В его литературном творчестве выделяется 3 направления:
- Художественные произведения, посвященные детям («Дети улицы», «Дитя гостиной», «Король Матиуш Первый», «Когда я снова стану маленьким» и др.);
- Научные работы в области педагогики («Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение», «Правило жизни», «Шутливая педагогика» и др.);
- Дневниковые записи.
Всемирная известность в качестве детского писателя пришла к Корчаку после выпуска дилогии о мальчике – короле Матиуше. Сказочная повесть с драматическим финалом, рассказывает о жизни юного монарха, мечтающего изменить мир к лучшему. По его распоряжению взрослые и дети меняются местами. Этим необычным способом Матиуш планирует добиться понимания и уважения между людьми. Однако прекрасный план терпит крах, а неудачливый реформатор погибает. Автор показывает, как неподготовленность к реальной жизни приводит к трагическим последствиям.
Книгу «Как любить ребенка» польский педагог написал, основываясь на собственных наблюдениях, а ее идеи последовательно воплощал в жизнь в ходе педагогической деятельности. Главный лейтмотив произведения – свобода малыша как личности. Автор призывает давать детям право принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Чрезмерная опека взрослых зачастую оказывается губительной, подавляет инициативу, развивает инфантильность и эгоизм.
Пожалуй ”Как любить ребенка” — самая известная работа Януша Корчака на тему воспитания детей. Этот труд меньше всего похож на сухой трактат или сборник инструкций. Скорее это собрание профессиональных знаний, собственного опыта и наблюдений, педагогического чутья, литературного мастерства и, конечно же, огромной любви к детям.
Эта книга стала первым произведением Януша в научно-популярном жанре и стала первой попыткой донести до широкой публики основные идеи гуманистической педагогики. Возможно, на ”силу” этого произведения оказало влияние и то, что Януш Корчак работал над ним во время своего пребывания на Украине, где провел не мало времени в детских приютах. Впервые книга была опубликована в 1919 году.
Гуманистическая система воспитания, созданная доктором Корчаком, служит вдохновляющим примером для всех родителей и педагогов. Сформулированные в его работах принципы любви, уважения и свободы по отношению к ребенку не теряют своей актуальности в наше время.
Оставить комментарий